В связи с началом учебного года и участившимися случаями нарушений связанных с привлечением образовательными организациями добровольных пожертвований и целевых взносов физических и юридических лиц, отдел государственного контроля и надзора в области образования Главного управления образования и молодежной политики Алтайского края сообщает. В соответствии с Гражданским кодексов Российской Федерации, Федеральным законом от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» образовательная организация вправе привлекать в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, дополнительные финансовые средства за счет добровольных пожертвований и целевых взносов физических и юридических лиц. Образовательная организация, принимающая пожертвования, должна вести обособленный учет всех операций по использованию пожертвованного имущества, денежных средств. Кроме того, в соответствии со статьей 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации «казенное учреждение осуществляется операции с бюджетными средствами через лицевые счета открытые ему в соответствии с положениями настоящего Кодекса», со статьей 9.2 Федерального закона от 12.01.1991 № 7-ФЗ «О некоммерческой организации» «бюджетное учреждение осуществляет операции с поступающими ему в соответствии с законодательством Российской Федерации средствами через лицевые счета, открываемые в территориальном органе Федерального казначейства или финансовом органе субъекта Российской Федерации (муниципального образования) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (за исключением случаев, установленных федеральным законом)». При оказании родителями (законными представителями) финансовой помощи внесение денежных средств должно производиться на расчетный счет образовательной организации. Согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации договор пожертвования следует заключать в письменной форме в случаях, когда дарителем является юридическое лицо и стоимость дара превышает три тысячи рублей, а также, если договор содержит обещание дарения в будущем. При заключении подобных договоров должны быть соблюдены принципы добровольности и безвозмездности. В противном случае совершение указанных действий может рассматриваться как уголовно наказуемое деяние не только со стороны должностного лица, но и родителя (законного представителя), предложившего вознаграждение за положительное решение его вопроса. Гражданин, в отличии от организации, может пожертвовать образовательному учреждению имущество стоимостью более трех тысяч без заключения договора. Но при оформлении расчетно-платежных документов и отражении операций в бухгалтерском учете должен быть использован термин «пожертвование». А сведения о жертвователе необходимо указать в первичном документе в приходном ордере, акте приемки - передачи и т.п. Заключение договоров об оказании благотворительной помощи осуществляется исключительно на добровольной основе. Отказ от заключения договора является правомерным и не может служить основанием для ущемления чьих-либо прав и интересов. В этой связи является нарушением Федерального закона «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» требования об оказании «благотворительной» или «спонсорской» помощи родителями (законными представителями) всех детей, посещающих данное образовательное учреждение, по решению родительского комитета, родительского собрания или попечительского совета образовательного учреждения. Любая инициативная группа граждан, в том числе родительский комитет, попечительский совет и иные органы управления образовательной организации, вправе принять решение о внесении (сборе) денежных средств только в отношении себя самих (членов комитета, попечительского совета), а не родителей (законных представителей) всех детей, посещающих данное учреждение. Принятие каким-либо гражданином или организацией решения о том, что другие граждане должны оказать благотворительную помощь третьему лицу, указанному этой организацией, в данном случае - образовательной организации, нарушает основной принцип оказания благотворительной помощи - добровольности и является грубым нарушением требований Федерального закона «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях». Обращаем внимание, что обязанности по внесению пожертвований не могут быть возложены на родительские комитеты (являющиеся при наличии органами управления образовательной организации) и на их председателей. Родительские комитеты, а также другие органы управления (Управляющий совет, Родительское собрание, Совет Учреждения и т.д.) не являются юридическими лицами и не вправе вступать в договорные отношения, включая отношения, возникающие при заключении договоров пожертвований. Родители (законные представители) как благотворители имеют право определить цели и порядок использования своих пожертвований, выдвигать условия по использованию переданного им имущества по определенному назначению. Поэтому возможно пожертвование как на «уставную деятельность», на «развитие образовательной организации», так и на конкретные цели (приобретение оборудования, ремонт, охрану и др.), для использования пожертвования по иному назначению необходимо получить согласие жертвователя. Пожертвование может быть только добровольным. Не должно допускаться принуждение родителей (законных представителей) обучающихся (воспитанников) к внесению пожертвований или иных форм материальной помощи. Не допускается принуждение граждан и юридических лиц в каких - либо формах, в том числе путем: внесение записей в дневники, тетради обучающихся, выдача уведомлений о необходимости внесения денежных средств и (или) товаров, продуктов и материалов; занижения оценок обучающихся, публичное осуждение обучающихся, в случае неоказания их родителями (законными представителями) помощи в виде денежных средств; принятие решений на родительских собрания, родительских комитетах, обязывающих внести денежные средства в фонд организации, класса, группы. В случае, если в школе, детском саду, кем-либо (воспитателем, учителем, другим сотрудником организации, членами родительского комитета, попечительского совета, любым из родителей (законным представителем) объявлено устно или письменно, что кем-то принято решение о сборе «благотворительных» взносов в определенной сумме на определенные цели, данное решение распространяется только на лиц, его принявших, и не влечет обязанности внесения таких сборов другими родителями (законными представителями). Пожертвования, которые передаются периодически всеми родителями (законными представителями) обучающихся (воспитанников) на нужды образовательной организации, причем в фиксированных суммах, при проверках контролирующих органов расценивается как поборы с родителей (законных представителей) обучающихся (воспитанников), нарушение принципа добровольности при привлечении денежных средств, установленного ст. 4 Федерального закона «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях». Отсутствие должного контроля со стороны муниципальных органов, осуществляющих управление в сфере образования, руководителей образовательных организаций за реализацией права по привлечению дополнительных финансовых средств, в том числе за счет добровольных пожертвований и целевых взносов физических лиц приводит к нарушению: принципа добровольности при оказании родителями (законными представителями) обучающихся (воспитанников) финансовой помощи на улучшение материально-технического состояния образовательной организации (ремонт помещений, организация охраны, хозяйственные нужды и др.), выражающегося в установлении фиксированных размеров целевых и спонсорских взносов, периодичность их внесения; порядка приема денежных средств и их хранения, а также порядка ведения отчетности об их использовании (образовательная организация, принимающая пожертвование, для использования которого установлено определенное назначение, должна вести особенный учет всех операций по использованию пожертвованного имущества). За совершение нарушений или ограничений права на получение общедоступного и бесплатного образования, принципа добровольности привлечения денежных средств должностные и юридические лица привлекаются к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.57 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации с наложением административного штрафа в размере от 30 до 200 тысяч рублей в зависимости от субъекта правонарушений. На основании пп. а п. 2 постановление Правительства Российской Федерации от 10.07.2013 № 582 «Об утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации» информация о поступлении финансовых и материальных средств, в том числе и добровольных пожертвований, и об их расходовании по итогам финансового года должна быть размещена на официальном сайте образовательной организации. В целях предупреждения указанных нарушений руководителям муниципальных органов, осуществляющих управление в сфере образования, руководителям образовательных организаций необходимо усилить постоянный контроль за соблюдением образовательными организациями порядка привлечения дополнительных финансовых средств, в том числе за счет добровольных пожертвований физических лиц. |