Понедельник, 16.06.2025, 18:15
Официальный сайт МБОУ "Хабарская СОШ №2"

Алтайский край Хабарский район с. Хабары

Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Погода
Календарь
Информер праздники сегодня
Карта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Файлы » Мои файлы

технологическая карта урока обществознания 6 класс по теме "Общение"
[ Скачать с сервера (83.0 Kb) ] 11.02.2016, 18:40

                                                          Уроки 16–17

Тема урока

ОБЩЕНИЕ

Дата урока

19.01-26.01.16г

Тип урока

Ознакомление с новым материалом

Цель урока

Способствовать формированию представлений о том, что помогает человеку общаться с другими людьми

Образовательные
ресурсы

· Презентация «Зачем люди общаются» [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://festival.1september.ru/articles/571552/

План урока

1. Что такое общение.

2. Каковы цели общения.

3. Как люди общаются.

4. Особенности общения со сверстниками, старшими и младшими.

5. «Слово – серебро, молчание – золото»

Личностно значимая проблема

«Слово – тень дела» (Демокрит)

методы и формы
обучения

Методы: частично-поисковый.

Формы: индивидуальная, фронтальная

Основные понятия

Средства общения, речевое и неречевое общение

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные УУД

Личностные УУД

Научатся: понимать, почему без общения человек не может развиваться полноценно.

Получат возможность научиться: анализировать; делать выводы, давать нравственную и правовую оценку конкретных ситуаций; осуществлять поиск дополнительных сведений в СМИ; отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами.

Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия

Проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/неуспешности учебной деятельности

 

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Этапы
урока

Время (мин)

Обучающие
и развивающие компоненты,
задания
и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность
учащихся

Формы
организации взаимодействия на уроке

Универсальные
учебные действия
(УУД)

Формы контроля

1

2

3

4

5

6

7

8

I. Мотивация
к учеб-ной деятельности

2

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения

в учебную деятельность, уточняет тематические рамки.

Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися

Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать

Фронтальная работа

Личностные: стремятся хорошо учиться и сориентированы
на участие в делах школьника; правильно идентифицируют себя с позицией школьника.

Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения

 

II. Акту-ализация знаний

4

Открытие нового знания

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Беседа по теме «Зачем люди общаются?»

Задает вопрос учащимся: Из каких источников мы ещё можем узнать, что такое общение?

 Делятся по группам  и в интернете ищут определения:. 1 гр.Философский словарь – «Общение - процесс взаимосвязи и взаимодействия общественных субъектов (классов, групп, личностей), в котором происходит обмен деятельностью, информацией, опытом, способностями, умениями и навыками, а также результатами деятельности» 2 гр.  Психологический словарь «Общение — сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностью в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания партнера по общению»  3 гр.  В толковом словаре В. Даля  слово «общаться» означает быть заодно, с кем-либо знаться, дружиться, делиться сообща, давать кому-либо долю участия.

Напоминает ученикам правила работы в группе.   Контролирует выполнение работы. После дополнения кластера делает вывод:

 Общение – форма связи между людьми, взаимодействие, действие, совершаемое вместе, сообща. (Слайд № 7)

Организует диалог с учащимися по вопросам:

– Может ли человек прожить без общения?

– Зачем человеку речь?

– Только ли речь можно использовать для общения?

 

 

 

 Итак,  мы узнали, что такое общение, а сейчас познакомимся со  Способами  общения 

 

. Можем посмотреть в словарях.

В группах знакомятся с определениями понятия «общение», анализируют и  подбирают дополнения к составленному кластеру.

 

 

 

 

 

 

 

 

Записывают определение понятия «общения» в тетрадь.

 

 

 

Отвечают
на вопросы

Фронтальная работа

Личностные:

Умение понимать смысл поставленных   вопросов. Формирование самостоятельности и уверенности в своих силах.

Метапредметные:

Умение находить информацию, выделять главное, сравнивать, анализировать, делать выводы.

Предметные:

Закрепление понятия  общение и знакомство с разными способами общения.

 

 

Устные ответы

III. Изучение нового материала

20

1. Презентация «Зачем люди общаются».

 

1. Показывает и поясняет слайды презентации, организует обсуждение новой информации.

 

 

 

1. Просматривают презентацию, делают записи в тетрадь.

 

1. Индивидуальная работа.

 

 

Личностные: выражают устойчивую учебно-познавательную мотивацию учения;  проявляют заинтересованность не только
в личном успехе, но и в реше-

1. Запи-си в тетради.

 

 

                     
 

 

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

 

 

2. Работа
с учебником, рубрики

«Жил на свете человек»,
с. 70–71, «Картинная галерея»,
с. 73.

 

 

 

 

3. Работа
с дополнительным материалом «Язык жестов» (Прило-
жение 1)
.

4. Задания
в рабочей тетради, № 4–6,
с. 38–40.

5. Обсуждение притчи о языке
 

2. Предлагает прочитать текст о Ю. Б. Левитане и рассмотреть иллюстрацию картины В. Г. Перова «Охотники на привале» (1871).

Организует беседу по вопросам:

– Как вы думаете, в чем была сила влияния Левитана на людей? 

– Какое общение изобразил В. Г. Перов?

– Что выражают глаза, жесты, мимика каждого из охотников?

– Как ты думаешь, о чем охотники ведут разговор?

– Какие качества людей, увлеченных охотой, запечатлел художник?

3. Знакомит учащихся с новой информацией
об использовании у разных народов наречевых видов общения – языка жестов.

 

 

 

 

4. Поясняет задания, выполняемые учащимися
в рабочей тетради.

 

 

5. Знакомит с текстом притчи и предлагает объяснить, в чем ее мораль

 

 

 

2. Читают текст, рассматривают иллю-

страцию, рассуждают, аргументированно отвечают 
на вопросы.

 

 

 

 

 

3. Показывают жестикуляцию используемую  в разговоре
со своими друзьями.

 

4. Выполняют задания.

 

 

5. Высказывают собственное мнение об основной мысли притчи, обсуждают мнения своих товарищей

2. Фронтальная работа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Фронтальная работа.

 

 

 

 

4. Индивидуальная работа.

5. Фронтальная работа

 

нии проблемных заданий всей группой; выражают положи-тельное отношение к процессу познания.

Регулятивные: совместно
с учителем обнаруживают и формулируют учебную проблему; самостоятельно определяют промежуточные цели урока.

Познавательные: ориентируются  в своей системе знаний: самостоятельно предполагают, какая информация нужна
для решения учебной задачи.

Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию; задают вопросы; строят понятные для партнёра высказывания; планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают

друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером

2. Уст-
ные ответы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Уст-
ные ответы.

 

 

 

 

4. Задания в рабочей тетради.

5. Уст-
ные ответы

 

 

Окончание табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

IV. Первичное осмысление и закрепление изученного

7

Задания рубрики «В классе и дома»,
с. 74–75

Чтобы лучше понять способы общения поработаем в группах.   Передать полученную информацию предложенным способом. Другие группы определяют способ передачи информации и содержание.

Контролирует выполнение работы учащихся в группах.

 

Почему же не поняла сестричка рассказ  брата?   Он пытается рассказать о фильме. О действиях героев, за которых он переживал. Пробует рассказать и не может – не хватает слов (вместо глаголов употребляет слова-заменители).

 

 

 

Организует подведение итогов работы группы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Подводит учащихся к  выводу, о том,  что в общении важно учитывать словесную информацию и невербальную. «Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно войска за собой повести». 

  Психологи считают, что чтение невербальных сигналов является важнейшим условием эффективного общения. Оказывается, что слова, которым мы придаем такое большое значение, раскрывают лишь 7% смысла, 38% значения несут звуки и интонации и 55 % - позы и жесты.

 

Самостоятельно работают в группах. 1 группа Вербальное общение: Выразительно (по ролям) прочитать  стихотворение А. Л. Барто     «Сильное кино»

 

 

2 группа Невербальное общение.  Изобразить свой поход на рыбалку.

 

3 группа Вербальное общение.

 Используя  и

интернет напишите друзьям из др. группы как вы сходили на рыбалку.

4 группа Невербальное общение.  Изобразить басню Крылова «Ворона и лисица»

 

Фронтальная работа

Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск нужной информации.

Регулятивные: ориентируются в учебнике и рабочей тетради

Опрос

V. Итоги урока. Рефлексия

5

Обобщение
полученных
на уроке сведений

Проводит беседу по вопросам:

– Какое значение для человека имеет общение?

– Каким бывает общение?

– Как часто вы используете неречевой вид общения?

Отвечают 
на вопросы.

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке 

Фронтальная работа

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала

Оценивание учащихся за работу на уроке

Домашнее за-дание

2

§ 8. задания
в рабочей тетради, № 2, 7,
с. 37, 40

Объяснение домашнего задания

Записывают
домашнее
задание

Индивидуальная работа

 

 

 

 

Приложение 1

                                                                               Язык жестов                 

Человек привык помогать своей мысли руками. Жестикулируя, он эмоционально окрашивает речь, делает ее более образной, доходчивой. Так, в странах Латинской Америки язык жестов и вовсе необходимая в беседе вещь. Вас просто не поймут либо примут за чужака, если вы в разговоре не будете пользоваться характерными движениями. Более того, в Колумбии существует огромный словарь употребляемых латиноамериканцами жестов. Как вы думаете, сколько повседневных (а не каких-то экзотических) бытовых телодвижений в ходу у южноамериканцев? Две тысячи!

Европеец, русский человек, особенно северянин, конечно же, сдержаннее.

Один из английских исследователей приводит такие данные: за час разговора финн жестикулирует только один раз. А вот южане – итальянцы, французы – ой как любят поговорить руками! Первый в часовой беседе использует жестикуляцию 80 раз, второй – 120. И все же никто не сравнится со среднестатистическим мексиканцем – 180 жестов в шестидесятиминутном разговоре.

Впрочем, всему есть свое объяснение. Правивший в V веке до нашей эры тиран Сиракуз (это нынешняя Сицилия) Дионисий I под страхом смерти запретил разговоры на улице. Так что волей-неволей тогда сицилийцам приходилось переходить на язык жестов. Повлияло, вероятно, и то, что та же Сицилия в древности представляла из себя столпотворение народов: греки, римляне, арабы, варвары. Как общаться? Помогал универсальный язык – жесты.

Это, по-видимому, со временем вошло в традицию, стало национальной чертой южноевропейцев. То же самое и с многочисленными индейскими племенами в Южной Америке. Знающие только свой диалект, они прекрасно понимали друг друга, используя определенные «международные» жесты. До сих пор способны обходиться без слов австралийские аборигены. Бережно хранящие свои обычаи, они запрещают говорить женщинам, у которых мужья ушли на охоту.

Не разговаривают юноши в период инициации (посвящения в мужчины). Но не разговаривают языком, губами, звуками, то есть обычным образом. Зато с помощью жестов – болтают! Это разрешается.

В общем, разговор без жеста почти немыслим. Но поймут ли друг друга на этом языке иностранцы? Едва ли. Судите сами.

У наших  соседей  болгар отрицание «нет» – это то, что у нас «да», то есть кивок головой сверху вниз. А их «да» – это наше «нет». Арабы, говоря «нет», не соглашаясь с чем-либо, наклоняют голову назад и прищелкивают языком, турки – вздергивают подбородок, сужают глаза и тоже делают характерный звук языком.

Испанцы и португальцы в таких случаях отводят от себя руки. Японцы покачивают кистью от себя к себе. Малайцы, выражая несогласие, опускают глаза…

Своеобразны у разных народов и приветственные жесты. Египтяне, словно военные, прикладывают ладонь ко лбу. Жители Лапландии, встретив друг друга, трутся носами, а самоанцы принюхиваются. Китайцы пожимают руки сами себе. Латиноамериканцы обнимаются и хлопают друг друга по спине: голова справа – три хлопка, голова слева – три хлопка.

Полинезийцы тоже обнимаются, но при этом трут спины, а не ударяют по ним.

Испанцы и мексиканцы выражают радость, прикладывая к губам три сложенных вместе пальца и воспроизводя звук поцелуя. Довольный бразилец возьмется за мочку уха. Жест «внимание!» у итальянцев заключается в оттягивании левым указательным пальцем нижнего века. А вот у австрийцев так выражают презрение. Тибетцы показывают незнакомцам язык. Это значит: все хорошо, зла от меня не жди…

Приложение 2

Притча о языке

Один король приказал своему слуге:

– Принеси мне такое кушанье, вкуснее которого нет на свете!

Слуга пошёл на рынок и купил язык. Попробовал его король и пришел в восторг от прекрасно приготовленного блюда.

Через некоторое время король вызвал к себе слугу и приказал доставить ему самое горшее из всех блюд, какие есть в мире. Слуга снова пошел на рынок и купил… язык.

– Я требовал, чтобы ты принес самое горшее блюдо, а ты снова принес язык, – рассердился король.

– Ваше величество! – сказал слуга. – На свете нет ничего приятнее умных слов и ничего горше дурных слов. Все дело в языке…

 

Приложение 3

                                   Стихотворение А. Л. Барто     «Сильное кино»

 Заранее, заранее всё было решено:

У школьников собрание, потом у них кино.

Домой придёт мой старший брат,

Он мне расскажет всё подряд,

Он объяснит мне что к чему,

А я большая! Я пойму.

И вот он начал свой рассказ:

- Они ползут, а он им– раз!

 А тут как раз она ползла,

 А он как даст ему со зла!

Они ей – раз! Она им – раз!

Он был с ней заодно…

Ух, сильное кино!

Нет, видно я ещё мала:

Я ничего  не поняла. (4)

                                                                                                                                   Приложение 4

Изобразить отрывок  из басни А.Крылова «Ворона и лисица».

  Вороне где-то бог послал кусочек сыру;   На ель Ворона взгромоздясь, позавтракать было совсем уж собралась,   Да призадумалась, а сыр во рту держала.   На ту беду, Лиса близехонько бежала;   Вдруг сырный дух Лису остановил:   Лисица видит сыр, -   Лисицу сыр пленил,   Плутовка к дереву на цыпочках подходит;   Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит   И говорит так сладко, чуть дыша:   "Голубушка, как хороша!   Ну что за шейка, что за глазки!   Рассказывать, так, право, сказки!   Какие перышки! какой носок!   И, верно, ангельский быть должен голосок!   Спой, светик, не стыдись!   Что ежели, сестрица,   При красоте такой и петь ты мастерица,   Ведь ты б у нас была царь-птица!"   Вещуньина* с похвал вскружилась голова,   От радости в зобу дыханье сперло, -   И на приветливы Лисицыны слова   Ворона каркнула во все воронье горло:   Сыр выпал - с ним была плутовка такова. (5)

                                               Литература:

Обществознание. 6 класс: рабочая программа и технологические карты уроков по учебнику под ред. Л. Н. Боголюбова/ авт.-сост. И. Ю. Буйволова. - Волгоград: Учитель,2013.

 

Категория: Мои файлы | Добавил: ПетроваСН
Просмотров: 3396 | Загрузок: 329 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
ШКОЛЬНОЕ РАДИО

Наш YouTube каналНаш

Поиск
Полезно
Copyright Лаборатория ремонта DATA © 2025Создать бесплатный сайт с uCoz